Советы B2B Jewelry
B2B Jewelry | Статьи | Драгоценные металлы| История клеймения драгоценных металлов
Каждому покупателю ювелирных изделий известно, что на приобретаемых ювелирных изделиях всегда указывают как пробу драгоценного металла, так и именник изготовителя. Это требование закона, призванного стоять на страже интересов потребителей товаров. И это же является гарантией того, что производитель ювелирных изделий несет полную ответственность за качество производимых им ювелирных товаров.
Согласно легенде, начало пробирному делу было положено Архимедом, который по приказу сиракузского царя Гиерона сумел проверить чистоту золота в его короне. Дело в том, что царь дозревал мастера, изготавливавшего его корону, в том, что он коварно подмешал в золотую корону серебро. И обман несчастного мастера действительно открылся, так как Архимед, «методом погружения» сумел найти способ, который и позволил определить состав этого сплава.
Что касается Царской России, то в стране первая пробирная служба появилась благодаря Петру I . 13 февраля 1700 года им был подписан указ, который гласил, что в России учиняются пробы золотых и серебряных вещей, а также пробирные клейма. Согласно данному указу переписке были подвергнуты все золотые и серебряные ряды и лавки. Кроме того, для надзора за товарами, для контроля над мастеровыми людьми, для клеймения золотых и серебряных вещей (со взятием пошлины) были назначены старосты.
В наши дни ставящееся на изделия пробирное клеймо – это женская голова в кокошнике, смотрящая вправо. Этот образ – женская голова в старинном русском уборе – впервые появился в России еще в 1896 году, в рамках очередной реформы пробирного дела. Государственные чиновники того времени внимательно следили за соблюдение качества как производимого в России золота и серебра, так и за своевременной уплатой пошлин и налогов в государственную казну. Именно поэтому и появлялись все более и более совершенные знаки пробы драгоценных металлов и совершенные клейма. В то время образцами считались французские клейма. На одном из них была изображена богиня Минерва, на другом народная героиня Марианна – девушка в чепце.
Преимущество французских клейм в те времена было очевидным. Первое французское клеймо датируется 1272 годом, а это значит, что за столетия французы накопили большой опыт клеймения и борьбы с подделками. Согласно этим наблюдениям, самыми эффективными, а значит теми, которые сложно подделать, являются клейма с изображением человеческого лица. Представьте работу пробирера – каждый день ему необходимо проверить и определить подлинность сотен ювелирных изделий. И если на изделии стоит какое-нибудь графическое клеймо, постепенно глаз пробирера устает, как говорится, «замыливается», и поэтому искажение элементов рисунка может остаться незамеченным. В изображении лица в клеймах любое искажение черт лица не останется незамеченным. Это свойство человеческой психики и было использовано для производства российского клейма.
Но копировать французское клеймо представлялось невозможным, хотя идея – женского лица в головном уборе – была взята на вооружение. Так в 19 веке появилось русское клеймо – женская голова в кокошнике. В то время Россия переживала период русофильства, которое проявлялось в том, что интеллигенция массово «шла идти в народ», женщины шили платья в русском стиле, а реклама активно использовала изображения красавиц в сарафанах и русских кокошниках. А ведь еще каких-то полвека назад русский император Николай I насильно вводил в дворянский обиход русское платье. В «Законоположении о придворных чинах» были разработаны модели придворных платьев, в основу которых был положен русский национальный костюм – сарафан. Всем дамам, приезжающим ко двору, предписано было носить головной убор: замужним дамам - кокошник с белой вуалью, а незамужним девушкам – повязку с вуалью. За эти нововведения царя в то время называли ретроградом и дундуком, а вскоре аристократы добровольно начали рядиться в национальный костюм.
Правда, новое русское клеймо украшало ювелирные изделия недолго – с приходом советской власти ювелирная отрасль была преобразована в небольшие артели, а значит, вопрос о клеймении и фальсификации не стоял особенно остро. Только в 1958 году появился новый знак удостоверения советских государственных пробирных клейм – на нем был изображен серп и молот на фоне пятиконечной звезды. Это пробирное клеймо просуществовало до 1994 года. С 1994 года в Российской Федерации был возвращен прежний российский знак удостоверения, он представляет собой женскую голову в кокошнике, повернутую вправо. Новое клеймо имеет более 60 элементов защиты и его действительно очень трудно подделать.
Би Ту Би Джевелри